Arms
 
развернуть
 
150014, г. Ярославль, ул. Победы, д. 47
Тел.: (4852) 72-93-55 (т.ф.)
yaroslavsky@inbox.ru
схема проезда
показать на карте
150014, г. Ярославль, ул. Победы, д. 47Тел.: (4852) 72-93-55 (т.ф.)yaroslavsky@inbox.ru
Режим работы
Понедельник
08:30 - 17:30
Вторник
08:30 - 17:30
Среда
08:30 - 17:30
Четверг
08:30 - 17:30
Пятница
08:30 - 16:30
Обеденный перерыв
12:00 - 12:48
СубботаВыходной
ВоскресеньеВыходной
График приема граждан
Понедельник
09:00 - 17:00
Вторник
09:00 - 17:00
Среда
09:00 - 17:00
Четверг
09:00 - 17:00
Пятница
09:00 - 16:00
Обеденный перерыв
12:00 - 12:48
СубботаВыходной
ВоскресеньеВыходной
Прием исковых заявлений ведется ежедневно консультантом суда (кабинет №19)

Полезные ссылки:


 
 
 Ярославский районный суд Ярославской области
 

 
Уважаемые посетители сайта!

Главной задачей Судебной системы является защита гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод граждан.

Наш сайт призван обеспечить доступность и открытость судебной системы в условиях информационного общества

На сайте размещена информация, которая поможет вам получить необходимые правовые и справочные сведения при обращении в суд.

В помощь заявителям, в разделе «СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ» размещены образцы заявлений, используемых при обращении в суд, сведения для оплаты государственной пошлины, порядок обжалования судебных актов, порядок ознакомления с материалами дела. Кроме того, размещена информация о судебных участках Ярославского района: о составе, границах участков, режиме работы, адресе и контактных телефонах.

В разделе «ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДА» можно ознакомиться с нормативными документами.

В разделе «СУДЕБНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО» можно ознакомиться с делами, принятыми к производству суда и ходом их рассмотрения, со списками дел, назначенных к рассмотрению на определенную дату, а также результатами рассмотрения дел.

Также обращаем ваше внимание, что в разделе сайта «ОБРАЩЕНИЕ ГРАЖДАН» можно задавать вопросы, связанные с деятельностью суда, оставлять свои комментарии, отзывы, замечания и предложения. Все поступившие обращения будут переданы председателю суда, который ответит на вопрос сам, либо поручит это сделать компетентным сотрудникам суда. Вопросы о работе сайта изучаются администратором сайта. Все сообщения размещаются на сайте только после рассмотрения их администратором сайта и с разрешения председателя суда.

Кроме того, напоминаем, что в соответствии с Рекомендациями Кабинета министров Совета Европы от 14 мая 1981 года № R (81) 7 и от 11 сентября 1995 года № R (95) 12, суды не вправе давать юридические советы и консультации по существу дела, чтобы не нарушать принцип равноправия сторон.

 
ПРЕСС-СЛУЖБА
Новость от 18.01.2011
ПОЯСНЕНИЯ ИСТЦА ПСХК Дружба продолжениеверсия для печати

3. Организационно-методическое обеспечение аграрной реформы.

1.  В письме Госкомзема России от  10 января  1992 г. N 3-15/51  
среднерайонной норме бесплатной передачи земли в собственность граждан"
дано разъяснение к абз. 2 п. 4 Указа Президента РФ N 323. Расчет нормы
должен был производиться по формуле:

вся перераспределяемая площадь сельхозугодий района делилась на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве (включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе).

На итоговую цифру, которая впоследствии будет выражаться в баллогектарах, должны были ориентироваться главы районных администраций (они своими постановлениями утверждали размер среднерайонной нормы), комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам, внутрихозяйственные комиссии.

2.  Рекомендации по реорганизации колхозов и совхозов, утвержденные
Минсельхозом  России   14   января   1992   г.   в   качестве   приложения   1   к
Рекомендациям Роскомзема от 11 августа 1992 г. N 570, - первое подробное
описание процедур приватизации и реорганизации. Рекомендации проводят
четкую   грань   между   приватизацией   земли   в   сельском   хозяйстве   и
реорганизацией предприятий:

"приватизация представляет собой процесс получения гражданами и юридическими лицами государственных и муниципальных фондов безвозмездно или в виде выкупа. В колхозах и совхозах приватизации подлежит земля" (абз. 3 п. 1 Рекомендаций);

"реорганизация - это процессы разделения предприятия на более мелкие предприятия, слияния с другими предприятиями или преобразования их в иную организационно-правовую форму... Колхозы и совхозы не приватизируются, а подлежат реорганизации в соответствии с действующим законодательством" (абз. 4 п. 1 Рекомендаций).

Согласно Указу Президента РФ от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» колхозы и совхозы должны были до 1 января 1993 г. провести реорганизацию, а образовавшиеся в соответствии с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» в результате этой реорганизации предприятия -зарегистрировать свою организационно-правовую форму. Регистрация предприятий всех типов осуществлялась районными, городскими, районными в городе Советами народных депутатов по месту учреждения предприятия (п. 4 Рекомендаций).


Реорганизация сельскохозяйственных предприятий была нацелена на изменение производственных отношений на селе, реализацию пгава свободного выбора формы предпринимательства с закреплением за работниками имущественных паев и земельных долей.

Реорганизация колхозов и совхозов могла осуществляться тремя основными путями:

-   раздел хозяйства на крестьянские хозяйства и малые предприятия с
последующим    их    добровольным    объединением    в    ассоциацию    или
кооперативы;

-   реорганизация   хозяйства   или   его   части   в   акционерное   общество
открытого или закрытого типа;

-   реорганизация хозяйства или его части в производственный кооператив
(коллективное предприятие).

В ходе реорганизации там, где это экономически целесообразно -хозяйства могли быть разукрупнены, и каждая часть хозяйства реорганизовалась по своей схеме.

Направление реорганизации выбиралось трудовым коллективом хозяйства на принципах:

-   сохранения, как правило, сельскохозяйственного или обслуживающего
сельское  хозяйство  профиля  использования  объектов  в  реорганизуемых
хозяйствах;

-   добровольности выбора организационно-правовой формы предприятия в
рамках действующего законодательства;

-   обеспечения  всем  производителям  сельскохозяйственной  продукции
равнодоступности        объектов        производственной        и        социальной
инфраструктуры (пп. 3 и 5 Рекомендаций).

Рекомендации определяют состав и функции реорганизационной комиссии (п. 6.1), какие решения должны быть приняты трудовыми коллективами колхозов и совхозов по земельному вопросу (п. 6.3).

Независимо от избранного направления реорганизации для каждого хозяйства должны были быть соблюдены следующие общие процедуры:

1.   В колхозе или совхозе создавалась реорганизационная комиссия, в
которую входили представители местных органов власти, администрации
хозяйства,    трудовых    коллективов,    районного    управления    сельского
хозяйства,  комитета по земельной реформе.  Возглавляло  эту  комиссию
руководство   хозяйства.   Состав   комиссии   утверждался   соответствующей
районной комиссией по приватизации земли и реорганизации колхозов и
совхозов.

Деятельность реорганизационной комиссии осуществлялась в соответствии с Положением о комиссиях по приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов, утвержденным Минсельхозом РФ от 22.01.1991 г.

2.  До 1 марта 1992 г. трудовые коллективы колхозов и совхозов должны
были провести общие собрания и принять решение о следующем:


-   форме собственности на землю в своих хозяйствах: индивидуальной,
коллективно-долевой   или   иной,   предусмотренной   Земельным   кодексом
РСФСР:

-   выкупе или аренде сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся
хозяйству бесплатно по районной норме;

-   целесообразности получения в собственность земель, занятых лесными
массивами, водоемами и соответствующими инженерными сооружениями
при них, другими объектами общего пользования.

По итогам собрания необходимо было подать в органы местной власти заявление на предоставление земли в ту или иную форму собственности, о количестве и составе этой земли.

3.  В каждом реорганизуемом хозяйстве должны были быть определены
имущественные доли (паи) работников и пенсионеров. В случае, если была
избрана индивидуальная или коллективно-долевая форма собственности на
землю, определялись также индивидуальные земельные доли.

Имущественные и земельные доли могли быть объединены в единую долю с указанием ее суммарной стоимости, взаимно обменены между владельцами этих долей или проданы одними владельцами другим.

4.  Если трудовым коллективом не принято решение о полном разделе
колхоза или совхоза на крестьянские хозяйства и малые предприятия, то
после  определения  индивидуальных имущественных и земельных долей
каждый работник или группа могли выйти из колхоза или совхоза для
ведения индивидуального хозяйства. Они имели право на получение надела в
натуре,    а   также   конкретного   имущества   в   пределах   суммы   своей
имущественной    доли    в    соответствии    с    порядком,    установленным
законодательством.

Предложения о выделении конкретных земельных участков и имущества готовила реорганизационная комиссия, решение которой затем утверждалось в установленном законом порядке.

5.  Собрание работников, не заявивших о своем выходе из хозяйства,
принимало   решение   о   направлениях  дальнейшей   реорганизации   своего
колхоза или совхоза. Возможны были следующие варианты решений:

- создание нескольких самостоятельных предприятий, каждое из которых
принимало свою организационно-правовую форму;

- реорганизация в акционерное общество или в производственный кооператив всего хозяйства (без вышедших работников).

Интересно, что пункты 1.1 - 1.4 раздела II "Определение земельной и имущественной долей (паев)" Рекомендаций посвящены исключительно земельной доле. Во-первых, в п. 1.1 этой части Рекомендаций впервые с момента принятия Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 разъясняется, каким образом определяется конкретный размер земельной доли (площадь перераспределенного участка делится на число лиц, имеющих право на получение доли, в результате чего вычисляется размер доли).

Во-вторых, собрание трудового коллектива принимает решение о перечне лиц, имеющих право на получение земельной доли (п. 1.2). "Перечень лиц"


впоследствии материализовался в списке, который либо включался в проект перераспределения земель, либо приводился в государственном акте на землю либо, наконец, существовал отдельно. Причем в последнем случае в эти списки даже в 1993 - 1994 гг. могли вноситься изменения, из-за чего отдельные граждане, оставшиеся без земельных долей, обращаются в настоящее время в суды.

В третьих. в Рекомендациях впервые с момента принятия Указа Пре и лента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 появилось указание на то, какие сельскохозяйственные угодья не подлежат разделу на земельные доли (п. 1.3).

Индивидуальная земельная доля определялась условно в натуральном (в гектарах) или стоимостном выражении.

Если сравнить п. 3.2 разд. II Рекомендаций по реорганизации колхозов и совхозов с п. 10 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. N 86, то обнаружатся новые детали в части способов использования земельной доли:

"Владелец имущественной и земельной долей может использовать их следующими способами:

получить земельный участок и другие средства производства в размерах своих долей (но землю - не более предельной нормы) при выходе из хозяйства с целью ведения индивидуального производства;

внести их в уставный капитал акционерного общества, если хозяйство или его часть в него реорганизуется;

внести их в качестве вступительного пая в производственный кооператив (коллективное предприятие), если хозяйство или его часть в него реорганизуется;

продать их целиком или частично другим владельцам долей;

передать по наследству как имущество в рамках действующего законодательства".

В таких разделах Рекомендаций, как IV "Реорганизация колхозов и совхозов в акционерные общества" и V "Реорганизация колхозов и совхозов в производственные кооперативы (коллективные предприятия)", также имеются указания о распоряжении земельными долями. И в том и другом случае решение о реорганизации колхоза и совхоза в акционерное общество (или в производственный кооператив) утверждается на общем собрании владельцев имущественных и земельных долей, не заявивших о своем выходе из хозяйства. Протокол данного собрания оформляется как протокол учредительного собрания (соответственно п. 1 разд. IV и V).

Что касается вкладов в уставный капитал общества и вступительных паев в кооператив, то здесь в каждом случае есть своя специфика, зависящая от организационно-правовой формы создаваемого юридического лица. В случае создания акционерного общества такими вкладами являются имущественные паи и права пользования земельными паями (п. 2 разд. IV).

Приведем пример: "Суд обоснованно отклонил довод ответчика о том, что в уставный капитал было передано право пользования земельной долей


ответчика, а не сама земельная доля, поскольку этот довод противоречит имеющимся в деле доказательствам, кроме того, нормативное регулирование передачи права пользования земельной долей было введено только в 1995 году" (граждане Г.А., Г.И., Г.Ю. обратились в арбитражный суд с иском к АОЗТ АПФ "Крюково" об обязании ответчика выделить в натуре земельную долю площадью 1,78 га из земель сельскохозяйственного назначения АОЗТ АПФ "Крюково". Решением Арбитражного суда МО от 08.12.2004 по делу N А41-К1-15641/04 в иске отказано. Постановлениями Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2005 N 10АП-125/05-ГК и ФАС МО решение оставлено без изменения с подтверждением содержащихся в нем выводов. См. подробнее: Постановление ФАС МО от 26.05.2006 по делу N КГ-А41/4246-06).

При прекращении членства в акционерном обществе, если земля находится в коллективно-долевой собственности, выходящий из него пайщик имеет право на получение надела в пределах своей доли (если иное не предусмотрено уставом) (п. 7 разд. IV).

Членами производственного кооператива (коллективного предприятия) могут быть все владельцы имущественных и земельных долей, оставшиеся в хозяйстве. Их доли становятся вступительным паем в кооператив (п. 2 разд. V).

Имущество производственного кооператива складывается из вступительного и приращенного паевого капитала и неделимых фондов. Неделимые фонды являются обшей совместной собственностью членов кооператива и не подлежат разделу в натуре. Паевой капитал в кооперативе находится в коллективно-долевой собственности: в соответствии с уставом кооператива пай (вступительный и приращенный) может выдаваться выходящему члену либо в натуре, либо в виде денежной компенсации (п. 3 разд. V).

В то же самое время в Рекомендациях не разъясняется, каким образом прекращается право собственности на земельную долю у физического лица и возникает у юридического лица. Предполагалось, по-видимому, что этот аспект регулируется ГК РСФСР, Законом РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности", Законом РСФСР от 23 ноября 1990 г. N 374-1 "О земельной реформе".

Многие трудовые коллективы совхозов и колхозов до 1 марта 1992 г. приняли решения о приватизации земли и о реорганизации (или перерегистрации) предприятий. Эти решения явились непосредственным основанием для составления проектов перераспределения земель предприятиями ЦентрНИИгипрозема.

3. Как указывалось выше, создание внутрихозяйственной комиссии в каждом колхозе и совхозе предусматривалось Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов". В п. 6.1 разд. I Рекомендаций по реорганизации колхозов и совхозов, утвержденных Минсельхозом России 14 января 1992 г., определялись круг лиц и функции комиссии. В последнем абзаце п. 6.1


говорилось, что "деятельность реорганизационной комиссии осуществляется в соответствии с Положением о комиссиях по приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов". Такое Положение о внутрихозяйственной комиссии по приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов из 12 пунктов (фактически - 13) было разработано Минсельхозом России и утверждено 22 января 1992 г. В Положении уточнены состав лиц, входящих в число членов комиссии, а также задачи, которые ей предстояло выполнить.

Согласно Положению о комиссии по приватизации земли и реорганизации колхоза (совхоза), комиссия образуется общим собранием (конференцией) трудового коллектива колхоза (совхоза) с целью организации реформирования колхоза (совхоза) и перехода в частную собственность членов колхоза (работников совхоза), других граждан, юридических лиц земли, других производственных фондов и активов. Основными направлениями деятельности комиссии являлись: анализ финансового состояния колхоза (совхоза), проведение инвентаризации его имущества; оценка стоимости земли и колхоза; выбор способа приватизации земли и варианта расчета и оценка земельных паев (п. 6). В целях реализации указанных направлений деятельности комиссия разрабатывала проект реорганизации колхоза (совхоза) и план приватизации земли; подготавливала проект списка лиц для получения земельного и имущественного паев в хозяйстве (п. 7).

В приложении к Положению о комиссии по приватизации земли и реорганизации колхоза (совхоза) даны образцы документов (всего 19), необходимых при реорганизации колхозов и совхозов. Именно эти образцы документов стали главным рабочим инструментом в деятельности внутрихозяйственных комиссий в 1992 году. Среди них отметим примерные формы протоколов: о выборе форм собственности на землю и создании внутрихозяйственной комиссии; о реорганизации колхоза (совхоза); учредительного собрания по организации акционерного общества, производственного кооператива, ассоциации.

Одновременно с Положением о внутрихозяйственных комиссиях Минсельхоз 22 января 1992 г. утвердил Положение о районной комиссии по приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов. В функции комиссии, которую возглавлял глава администрации района (города), входило доведение до внутрихозяйственных комиссий необходимых нормативных и инструктивных материалов; разработка основных положений реорганизации хозяйств в районе; консультирование членов внутрихозяйственных комиссий (п. 3 Положения). В эпоху, когда персональные компьютеры в России только появлялись, правовые базы в электронном виде еще только создавались, об Интернете мало кто слышал, а найти в печатном варианте необходимый подзаконный нормативный правовой акт даже в областном центре было сложно, районные комиссии были, по сути, единственным каналом информации на местах, благодаря которым необходимая методическая база доходила до колхозов и совхозов.


4.  Рекомендации Роскомзема от 11 августа 1992 г. N 570 по применению
основных положений Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 "О
неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" не
содержали принципиально новых положений, если говорить о методическом
обеспечении аграрной реформы. Напротив, они рекомендовали комитетам по
земельной    реформе    и    земельным    ресурсам    и    внутрихозяйственным
комиссиям руководствоваться Рекомендациями по реорганизации колхозов и
совхозов, утвержденными Минсельхозом России еще  14 января  1992 г.
Рекомендации N 570 сжато воспроизводили положения, ранее уже известные
из других источников.

5.   Быть может, самым цитируемым в судебных актах можно назвать
Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. N 708 "О порядке
приватизации       и       реорганизации       предприятий       и       организаций
агропромышленного   комплекса".   Считается,   что   этим   актом   определен
механизм  реализации   нормативных   актов,   принятых  ранее.   Однако   до
4 сентября  1992 г. трудовые коллективы многих сельхозпредприятий не
только определились в вопросах приватизации и реорганизации, но и успели
юридически закрепить свои решения о приватизации земли. Достичь такого
результата им помогла методическая база, существовавшая до принятия
Постановления Правительства РФ N 708.

Указанным Постановлением утверждены три положения:

Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий (далее - Положение о реорганизации колхозов).

Положение состоит из трех разделов: раздел I. Общие положения (п. п. 1 -7); раздел II. Определение земельной и имущественной долей (паев) (п. п. 8 -17); раздел III. Особые условия реорганизации и приватизации отдельных сельскохозяйственных предприятий (п. п. 18 - 29).

Положение о приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, рыбы, морепродуктов и предприятий по производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса;

Положение о реорганизации и приватизации государственно-
кооперативных         (кооперативно-государственных)        предприятий
агропромышленного комплекса.

В настоящем деле не рассматриваются особенности приватизации сельхозпредприятий, перечисленных во втором и третьем положениях, поэтому ограничимся краткой аннотацией содержания, а также некоторыми замечаниями по поводу первого Положения о реорганизации колхозов.

В целом Постановлением Правительства РФ N 708:

определены типы сельхозпредприятий, которые могут проводить реорганизацию;

названы типы юридических лиц, которые могут быть образованы собственниками земельных долей и имущественных паев при реорганизации сельхозпредприятий;


подтверждено безусловное право собственников земельных долей и имущественных паев выходить из сельхозпредприятия с получением земельных участков и имущества;

расширен круг лиц, имеющих право на земельную долю и имущественный пай;

установлена ответственность должностных лиц за продолжение функционирования предприятия, а материально ответственных лип хозяйства - за сохранность его имущества в период реорганизации.

Разделы I и II Положения о реорганизации колхозов не вносили ничего такого, что существенно изменяло бы процедуру приватизации земли, поскольку эта процедура была описана во всех предыдущих рекомендациях и положениях. Содержание указанных разделов мало чем отличается от Рекомендаций Роскомзема от 11 августа 1992 г. X 570: в них кратко описывается тот же общий порядок реорганизации и приватизации сельскохозяйственных предприятий. По-видимому, разделы I и II названного Положения были задуманы как часть раздела III. поскольку в последнем установлены особые условия реорганизации узкоспециализированных сельскохозяйственных предприятий, опытных станций, хозяйств, участков или учреждений. В разделе III имеются три прямых и несколько косвенных отсылок к разделам I и II. Иначе трудно вообще объяснить появление приложений к Постановлению Правительства РФ N 708. Как отмечалось ранее, в значительной части колхозов и совхозов решения о приватизации земли и реорганизации были приняты до 1 марта 1992 г., проекты перераспределения земель подготовлены, а во многих случаях даже утверждены главами районных администраций; т.е. право долевой собственности на землю возникло.

Считается, что положения Постановления Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. N 708 должны были применяться к реорганизуемым сельхозпредприятиям том случае, если до 4 сентября 1992 г. их коллективы не принимали каких-либо решений о реорганизации и приватизации. Постановление Правительства РФ N 708 не имело обратной силы и не содержало правила, согласно которому, если трудовой коллектив сельхозпредприятия уже принял решение о реорганизации предприятия и приватизации земли, то оно является недействительным. Данная точка зрения подтверждается и письмом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству РФ от 14 декабря 1992 г. N 2-12/3227. В соответствии с ним, во-первых, не подлежали пересмотру решения трудовых коллективов хозяйств о наделении земельными долями, принятые до 4 сентября 1992 г.; во-вторых, после этой даты юридическую силу в вопросах наделения земельными долями стали иметь только решения глав местных администраций.

опубликовано 18.01.2011 17:49 (МСК)
Режим работы
Понедельник
08:30 - 17:30
Вторник
08:30 - 17:30
Среда
08:30 - 17:30
Четверг
08:30 - 17:30
Пятница
08:30 - 16:30
Обеденный перерыв
12:00 - 12:48
СубботаВыходной
ВоскресеньеВыходной
График приема граждан
Понедельник
09:00 - 17:00
Вторник
09:00 - 17:00
Среда
09:00 - 17:00
Четверг
09:00 - 17:00
Пятница
09:00 - 16:00
Обеденный перерыв
12:00 - 12:48
СубботаВыходной
ВоскресеньеВыходной
Прием исковых заявлений ведется ежедневно консультантом суда (кабинет №19)

Полезные ссылки: