Arms
 
развернуть
 
150014, г. Ярославль, ул. Победы, д. 47
Тел.: (4852) 72-93-55 (т.ф.)
yaroslavsky@inbox.ru
схема проезда
показать на карте
150014, г. Ярославль, ул. Победы, д. 47Тел.: (4852) 72-93-55 (т.ф.)yaroslavsky@inbox.ru
Режим работы
Понедельник
08:30 - 17:30
Вторник
08:30 - 17:30
Среда
08:30 - 17:30
Четверг
08:30 - 17:30
Пятница
08:30 - 16:30
Обеденный перерыв
12:00 - 12:48
СубботаВыходной
ВоскресеньеВыходной
График приема граждан
Понедельник
09:00 - 17:00
Вторник
09:00 - 17:00
Среда
09:00 - 17:00
Четверг
09:00 - 17:00
Пятница
09:00 - 16:00
Обеденный перерыв
12:00 - 12:48
СубботаВыходной
ВоскресеньеВыходной
Прием исковых заявлений ведется ежедневно консультантом суда (кабинет №19)

Полезные ссылки:


 
 
 Ярославский районный суд Ярославской области
 

 
Уважаемые посетители сайта!

Главной задачей Судебной системы является защита гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод граждан.

Наш сайт призван обеспечить доступность и открытость судебной системы в условиях информационного общества

На сайте размещена информация, которая поможет вам получить необходимые правовые и справочные сведения при обращении в суд.

В помощь заявителям, в разделе «СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ» размещены образцы заявлений, используемых при обращении в суд, сведения для оплаты государственной пошлины, порядок обжалования судебных актов, порядок ознакомления с материалами дела. Кроме того, размещена информация о судебных участках Ярославского района: о составе, границах участков, режиме работы, адресе и контактных телефонах.

В разделе «ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДА» можно ознакомиться с нормативными документами.

В разделе «СУДЕБНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО» можно ознакомиться с делами, принятыми к производству суда и ходом их рассмотрения, со списками дел, назначенных к рассмотрению на определенную дату, а также результатами рассмотрения дел.

Также обращаем ваше внимание, что в разделе сайта «ОБРАЩЕНИЕ ГРАЖДАН» можно задавать вопросы, связанные с деятельностью суда, оставлять свои комментарии, отзывы, замечания и предложения. Все поступившие обращения будут переданы председателю суда, который ответит на вопрос сам, либо поручит это сделать компетентным сотрудникам суда. Вопросы о работе сайта изучаются администратором сайта. Все сообщения размещаются на сайте только после рассмотрения их администратором сайта и с разрешения председателя суда.

Кроме того, напоминаем, что в соответствии с Рекомендациями Кабинета министров Совета Европы от 14 мая 1981 года № R (81) 7 и от 11 сентября 1995 года № R (95) 12, суды не вправе давать юридические советы и консультации по существу дела, чтобы не нарушать принцип равноправия сторон.

 
ПРЕСС-СЛУЖБА
Новость от 18.01.2011
ПОЯСНЕНИЯ ИСТЦА ПСХК Дружбаверсия для печати

ПРИВАТИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В 1992 -1996 гг.

§ 1. Нормативные правовые акты, регулирующие приватизацию земель

1. Общие замечания.

Сложившаяся к началу девяностых годов структура государственных и кооперативных предприятий в сельском хозяйстве была не приспособлена к рыночным отношениям, так как изначально ориентирована на государственные закупки, снабжение, цены и т.п.

В это время началась аграрная реформа, основной задачей которой являлась создание иной, более отвечающей требованиям рыночной экономики структуры, базирующейся на самостоятельных производителях и рыночных механизмах взаимодействия.

Основными путями формирования новой производственной структуры призваны были стать процессы приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов.

Приватизация представляет из себя процесс получения гражданами и юридическими лицами государственных и муниципальных фондов безвозмездно или в виде выкупа. В колхозах и совхозах приватизации подлежала земля.

Реорганизация - это процессы РАЗДЕЛЕНИЯ предприятия на более мелкие предприятия, СЛИЯНИЯ с другими предприятиями или ПРЕОБРАЗОВАНИЯ их в иную организационно-правовую форму.

По своей организационно-правовой форме колхозы изначально являлись негосударственными предприятиями. В соответствии с изменениями, внесенными Законом РСФСР от 15.12.1990 № 423-1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР» в ст. 12 Конституции (Основного закона) РСФСР 1978 г., совхозы также негосударственные предприятия. В этой связи колхозы и совхозы не приватизировались, а подлежали реорганизации в соответствии с действующим законодательством.

Приватизация земли в сельском хозяйстве и реорганизация колхозов и совхозов осуществлялась в соответствии со следующими законодательными актами Российской Федерации:

-   Законом РСФСР от 23.11.1990 № 374-1 «О земельной реформе»;

-   Земельным кодексом РСФСР (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 № 1103-1);

-   Законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»;

-    Законом   РСФСР   от   25.12.1990   №   445-1    «О   предприятиях   и
предпринимательской деятельности»;

- Законом «О собственности в РСФСР».

На самом деле в создании юридических основ аграрной реформы в России ключевую роль сыграли подзаконные нормативные правовые акты - два


Указа Президента РФ (1991 г. и 1993 г.) и два Постановления Правительства РФ (1991 г. и 1992 г.). Именно они чаще всего упоминаются в научных исследованиях, учебниках, практических пособиях, а также в судебных актах. К рассмотрению их отдельных положений мы будем обращаться,  руководствуясь хронологическим принципом, а не видом этих правовых  актов.

Значительно реже в комментариях, пособиях, судебных актах встречаются отсылки к письмам, инструкциям и положениям Минсельхоза и Роскомзема 1992 года, которые являлись практическими руководствами по применению указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Благодаря этим руководствам большинство внутрихозяйственных комиссий по приватизации и реорганизации хозяйств уже до 4 сентября 1992 г. осуществили все мероприятия, предшествующие приватизации земли.

В литературе редко анализируются формы и состав документов, которые удостоверяли возникающие на землю права с 1992 года до 1998 года. В основном исследователи ограничиваются их упоминанием или просто указывают на вид права, который они удостоверяют. При этом мало кто из них вникает в обстоятельства появления таких документов, в их значение в закреплении итогов земельной реформы, в проблемы, возникающие при работе с ними в настоящее время.

Почти полностью из литературы научно-практического характера исчез землеустроительный аспект аграрной реформы, без знания которого нелегко разобраться в ее деталях, а также правильно оценить многие судебные решения.

2. Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ.

1. Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" - первый нормативный акт, определивший сроки и порядок реорганизации колхозов и совхозов. В преамбуле и тексте Указа прямо использовались такие понятия, как "приватизация земель"; "бесплатная передача земли в собственность" гражданам, коллективам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам, в том числе созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий; "переход к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности"; "земельная доля (пай)"; "выделение земельной доли в натуре". Пунктом 9 Указа устанавливалось право граждан, выходящих из колхозов и совхозов, на обмен земельных и имущественных паев, а также сдача их в аренду. Пунктом 13 Указа разрешалось работникам сельскохозяйственных предприятий, имеющим земельные доли или земельные акции, продавать их другим работникам хозяйства или хозяйству по свободным ценам. Это явилось первым шагом к обороту земельных долей, что впоследствии было закреплено и развито в Указе Президента РФ от 27  октября   1993  г. N  1767  "О регулировании земельных отношений и


развитии аграрной реформы в России" и Федеральном законе от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

В соответствии с п. п. 3 и 6 Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. колхозы и совхозы обязаны провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и перерегистрироваться в соответствующих органах. Коллективам сельскохозяйственных предприятий, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, необходимо было до 1 марта 1992 г. принять решения о переходе к частной, коллективно-долевой и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР.

Таким образом, Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 г. подразумевал осуществление аграрной реформы в двух направлениях и в рамках двух самостоятельных юридических конструкций - "приватизации" и "реорганизации". Непосредственной отправной точкой как реорганизации юридических лиц (совхозов и колхозов), так и реформирования землепользования должны были стать решения учредительных собраний (конференций) трудовых коллективов. Это необходимо иметь в виду при рассмотрении феномена деприватизации земли.

Итак, этот Указ:

-     устанавливал сроки проведения реорганизации и приведения статуса
хозяйств в соответствие с законодательством Российской Федерации;

-     предоставлял   право   проведения  реорганизации   самим   коллективам
сельхозпредприятий;

-     разрешал   аренду  и  продажу  земельных  долей  другим  работникам
хозяйства;

-     разрешал   выдел   земли   и   имущества   при   создании   крестьянского
хозяйства.

Указ Президента почти не затрагивал, так сказать, технического аспекта приватизации, т.е. не раскрывал используемые понятия, не перечислял круг лиц, у которых возникало право на получение земельных и имущественных долей и паев, даже в общих чертах не раскрывал содержание процедур, которые должны были использоваться для получения гражданами земельных и имущественных паев. Технический аспект приватизации разъяснялся в постановлениях Правительства РФ, рекомендациях и инструкциях Роскомзема.

2. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" развивало положения Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 и предусматривало:

Во-первых, создание районных и внутрихозяйственных комиссий по приватизации и реорганизации сельскохозяйственных предприятий, установив порядок их формирования и определения полномочий (пп. 2 и 3).

Во-вторых, если в Указе Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 речь шла   о   праве   органов  местной   администрации   принимать  решения   по


перераспределению земель, то Постановление Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. № 86 говорит уже о проведении разграничения находящихся в пользовании колхозов и совхозов земель, о выделении земель. остающихся в государственной собственности и передаваемых гражданам в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность. Такое разграничение, как мы увидим далее на примере конкретного землепользования, технически могло реализоваться только в ходе подготовки проекта перераспределения земель.

Другими словами, указанное Постановление устанавливало разграничение земель, находящихся в пользовании колхозов и совхозов, на государственные и находящиеся в частной и коллективной (общей) долевой (совместной) собственности.

Кроме того, Постановление Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. № 86 устанавливало:

критерии определения лиц, имеющих право на получение земельной
доли и имущественного пая;

-   правила определения размера земельной доли и имущественного пая;

-   порядок распоряжения долями и паями.

Так, в соответствии с абз. 2 п. 9 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. наделение земельным паем тех или иных лиц находится в компетенции коллектива хозяйства. Абзац 1 этого же пункта устанавливал, что все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. Такое право могло возникнуть и у работников объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства (абз. 2 п. 9). Размер земельной доли (пая) устанавливается в натуральном или стоимостном выражении (абз. 3 п. 9). Впоследствии, когда в 1994 - 1995 годах в массовом порядке граждане получали свидетельства на право собственности на землю, то на второй их странице вписывали размер доли как в реальных гектарах, так и баллогектарах. Как правило, в свидетельствах не указывался размер земельной доли в стоимостном выражении. Размер доли отсутствует и в п. 39 разд. IV "Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219. По-видимому, разработчики проекта Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. не совсем представляли, как в дальнейшем будут происходить оборот земельных долей и регистрация сделок с ними.

Наиболее любопытная часть Постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. - это пункт 10, который следует привести дословно:

"Владелец пая обязан подать заявление во внутрихозяйственную комиссию и указать в нем одну из следующих форм использования своего пая:

- получение на сумму пая земли и средств производства с целью создания
крестьянского хозяйства, частного предприятия по ремонту, строительству,
обслуживанию, торговле и других предприятий;


-   передача пая в качестве учредительного взноса в товарищество или
акционерное общество;

-   передача пая в качестве вступительного взноса в кооператив;

-   продажа пая другим работникам хозяйства или хозяйству".

В контексте дальнейшего рассмотрения дела, обратим внимание на то, что какое-либо распоряжение правом владения земельным паем указанный подзаконный акт не предусматривал, поскольку институт "передачи права пользования земельной долей" появился не ранее 1995 года (нормативное регулирование передачи права пользования земельной долей было введено только в 1995 году" - прим. истца).

Впоследствии, например, Федеральные арбитражные суды Московского, Северо-Кавказского и других округов в своих постановлениях будут ссылаться на п. 10 названного Постановления Правительства РФ в обоснование того, раз граждане не реализовали первую и четвертую возможности по использованию своей доли (пая), то они внесли ее в уставный капитал хозяйственных обществ.

Обоснованием тому является прежде всего категоричность стиля Постановления Правительства РФ N 86 ("обязан подать... и указать»).

Дополнительно заслуживает быть отмеченным то обстоятельство, что, развивая положения Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г., определившего сроки и порядок реорганизации сельскохозяйственных предприятий, положения п. 1 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. предписывают совхозам и колхозам до 1 января 1993 г. провести реорганизацию и привести свой статус в соответствии с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке.

Значимость данного уточнения заключается в том, что в соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. колхозы и совхозы обязаны з 1992 г. при проведении реорганизации привести свой статус исключительно только в соответствии с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», в то время как в силу Постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. статус реорганизованного предприятия может соответствовать и другим законодательным актам, в частности, Закону СССР от 26.05.1988 N 8998-XI (ред. от 07.03.1991. с изм. от 15.04.1998) "О кооперации в СССР", ГК РСФСР 1964 г., который в ст. 24 «Виды юридических лиц» среди организационного правовых форм выделял. в том числе, кооперативные организации.

Полагаем, что подобная оговорка, расширяя возможности реорганизации. Правительством РФ сделана не случайно, поскольку главой II Закона РСФСР от 25.12.1990 № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» были установлены следующие организационно-правовые формы предприятий:

-   государственное предприятие;

-   муниципальное предприятие;

-   индивидуальное (семейное) частное предприятие;


-   полное товарищество;

-   смешанное товарищество;

-   товарищество с ограниченной ответственностью (акционерное общество
закрытого типа);

-   акционерное общество открытого типа;

-   объединения предприятий;

-   филиалы и представительства предприятий;

-   предприятие, созданное на основе аренды и выкупа имущества трудовым
коллективом.

3.   Указ   Президента  РФ  от  2   марта   1992   г.   N  213   "О  порядке
установления   нормы   бесплатной   передачи   земельных   участков   в
собственность граждан"
решал, по сути, технический вопрос. Утверждая
такой порядок расчета, Указ воспроизводил дословно письмо Госкомзема
РСФСР от 10 января 1992 г. N 3-15/51 "О среднерайонной норме бесплатной
передачи земли в собственность граждан".

4. Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1992 г. N 138 "О ходе
развития    аграрной    реформы    в    Российской    Федерации"   
введена
следующая новелла:

"6. В дополнение к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" установить, что в случае принятия собраниями трудовых коллективов сельскохозяйственных предприятий решений о сохранении прежней формы хозяйствования осуществляется перерегистрация колхозов и совхозов с закреплением за ними земли в соответствии с действующим законодательством. При этом должно быть обеспечено безоговорочное право выхода со своим земельным и имущественным паем любого члена колхоза (работника совхоза), кооператива, товарищества, акционерного общества, ассоциации и других предпринимательских структур из их состава хтя создания крестьянского (фермерского) хозяйства без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия (организации)".

Эта новелла выглядит весьма странной, поскольку ставит приватизацию земли в прямую зависимость от решения о реорганизации предприятия. Однако, как мы увидим далее, Рекомендации по реорганизации колхозов и совхозов не только четко разделяли эти два института, но и допускали приватизацию земли и одновременно сохранение прежней организационно-правовой формы предприятия. Не исключено, что введение в Постановление Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. N 86 приведенной выше новеллы объясняется рассогласованностью в работе различных групп Аппарата Правительства РСФСР и Минсельхоза. Новелла впоследствии будет воспроизведена в п. 5 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. N708.


5 Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений  и развитии аграрной  реформы  в России" хотя аграрной реформы - второй по значимости нормативно-правовой акт после Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323. Без преувеличения можно сказать, что два его положения имели революционное значение для завершающего этапа реформы. Во-первых, в соответствии с пунктами 3 и 4 право собственности на земельные доли должно было удостоверяться документом, форма которого специально разработана и утверждена названным Указом. Этим самым косвенно признавалось, что государственный акт образца 1991 года и свидетельства образца 1992 года для этих целей малопригодны. Во-вторых, собственникам земельных долей предоставлялось право распоряжаться своими долями без согласия коллектива сособственников. Правда, Указ Президента РФ N 1767 предусмотрел преимущественное право собственников земельных долей на приобретение земельных долей перед иными покупателями. Это не послужило препятствием для начала массовой скупки земельных долей как от имени самих участников долевой собственности, так и на имя третьих лиц, которые приобретали права на доли на основании договора дарения земельной доли. Кроме того, Указ Президента РФ № 1767 отменил большинство ограничений на отчуждение земли;

6. Для формирования оборота земель сельскохозяйственного назначения существенную роль также сыграли Постановление Правительства РФ от 1 февраля 1995 г. N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев" и Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. N 337 "О реализации конституционных прав граждан на

землю".

Постановлением Правительства РФ N 96 были утверждены Рекомендации по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи (далее - Рекомендации по подготовке и выдаче документов) и Рекомендации о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями (далее - Рекомендации о порядке распоряжения). В указанных Рекомендациях с точки зрения рассматриваемого спора наибольший интерес представляют следующие моменты. Во-первых, в Рекомендациях дается определение невостребованных долей, предпринята попытка определить их юридическую судьбу и "пристроить" их в случае систематического неиспользования.

Невостребованными признаются земельные доли, собственники которых в установленный срок не получили свидетельство о праве собственности на земельные доли либо, получив их, не воспользовались своими правами по распоряжению земельными долями (п. 35 раздела VII Рекомендаций о порядке распоряжения).

Во-вторых, целый раздел (IV-й) Рекомендаций о порядке распоряжения отведен внесению земельной доли или права пользования земельной долей в


уставный капитал сельскохозяйственной коммерческой организации. Наверное, впервые в нормативных актах о земельной реформе было четко определено, что "внесение земельной доли или права пользования земельной долей в уставный капитал указанных организаций осуществляется на основании их учредительных договоров, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В случае внесения в уставный капитал права пользования земельной долей учредительный договор должен содержать условия осуществления этого права" (п. 15 Рекомендаций о порядке распоряжения).

В-третьих, раздел I Рекомендаций о порядке распоряжения посвящен разъяснению порядка аренды земельной доли. Масштабные мероприятия по заключению договоров аренды земельной доли как при множественности лиц на стороне арендодателя, так и с индивидуальными арендодателями начались именно в 1996 году, перейдя плавно и в 1997 год. До настоящего времени во многих случаях такие договоры не расторгались.

Что же касается Указа Президента РФ от 7 марта 1996 г. N 337. то его значение нам видится в том, что, наверное, впервые с начала проведения земельной реформы в его п. 4 дается широкий перечень сделок с земельными долями: "собственник земельной доли без согласия других участников долевой собственности вправе:

- передать земельную долю по наследству:

использовать земельную долю (с  выделением земельного участка в
натуре) для ведения крестьянского (фермерского) и личного подсобного
хозяйства;

-   продать земельную долю;

-   подарить земельную долю;

-   обменять земельную долю на имущественный пай или земельную долю в
другом хозяйстве;

-   передать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) в
аренду    крестьянским    (фермерским)   хозяйствам,    сельскохозяйственным
организациям, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства;

-   передать земельную долю на условиях договора ренты и пожизненного
содержания;

-   внести земельную долю или право пользования этой долей в уставный
капитал или паевой фонд сельскохозяйственной организации".

Земельная доля - нетипичный объект права. Прямые указания о ней отсутствовали не только в ГК РСФСР 1964 года, но и в уже действовавшей первой части ГК РФ. Этот объект начал приобретать черты "оборотоспособности", как и любое другое недвижимое имущество.

Заслуживает быть отмеченным то обстоятельство, что Постановление Правительства РФ от 1 февраля 1995 г. N 96 и Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. N 337 не имеют правового значения для рассматриваемого дела, поскольку были приняты позднее фактических обстоятельств, на которые ссылается истец.


И только лишь исключительно из позиции ответчиков, изложенных в своих возражениях, обратим внимание на следующее: если собственник доли или пая :е воспользовался ни одной из перечисленных возможностей, то доля или ":л;1 считались невостребованными.


опубликовано 18.01.2011 17:47 (МСК), изменено 18.01.2011 17:48 (МСК)
Режим работы
Понедельник
08:30 - 17:30
Вторник
08:30 - 17:30
Среда
08:30 - 17:30
Четверг
08:30 - 17:30
Пятница
08:30 - 16:30
Обеденный перерыв
12:00 - 12:48
СубботаВыходной
ВоскресеньеВыходной
График приема граждан
Понедельник
09:00 - 17:00
Вторник
09:00 - 17:00
Среда
09:00 - 17:00
Четверг
09:00 - 17:00
Пятница
09:00 - 16:00
Обеденный перерыв
12:00 - 12:48
СубботаВыходной
ВоскресеньеВыходной
Прием исковых заявлений ведется ежедневно консультантом суда (кабинет №19)

Полезные ссылки: